«Светлое» будущее
Как-то на днях Вконтакте порекомендовал мне одного из моих сокурсников для дружбы. Вконтакте это делает постоянно. Рекомендует мне кого-то из бывшего списка моих друзей. Я уже очень давно от всех отписалась и всех отписала от себя. У меня мертвая закрытая личная страница, которую я сохраняю лишь как альбом воспоминаний в фотогалерее, а также смотрю иногда фильмы в тематических пабликах. Но эта рекомендация отличалась от прошлых. В ней сообщалось, что с данным пользователем у меня 70% совпадения в музыкальных предпочтениях. Я еще подумала, откуда Вконтакте вообще знает о моих музыкальных предпочтениях. Я действительно очень давно забросила эту социальную сеть и совсем забыла о существовании в ней раздела Аудиозаписи. И вот сегодня вспомнила. И полезла смотреть. А там… чего только у меня нет. Прям согласно периодам моих пристрастий. То я окуналась в регги, то ностальгировала по музыке моего детства, и шел пласт песен Браво и Сюткина, то плейлисты саундтреков к фильмам, песни с путешествий по миру, понравившееся с Евровидения…
И вот на этом моменте неожиданно вспомнился фильм «Пятый элемент», хотя саундов с него я не встретила у себя в аудиозаписях. Вспомнился он мне вот почему. Это ведь блокбастер про будущее. Фантастика. И там, в фильме, на концерте Дивы Лагуны присутствовала элита, почтенная публика, высший свет со всех планет. И выглядели все эти существа пестро, безвкусно, безобразно, нарочито гротескно, словно их одевали рандомным путем. Они были дефективными, тупыми, самовлюбленными и противоестественными. Еще тогда, много лет назад, при первом просмотре фильма сразу вспомнились существа из Зазеркалья Льюиса Кэрролла. Это был очевидный режиссерский ход. В «Пятом элементе» у Бессонна много контрастов, я уже писала в одном из своих предыдущих размышлений.
И вот благодаря аудиозаписям Вконтакте я вспомнила время, когда на премиях и важных мероприятиях публика выглядела достойно, элегантно. Тогда Евровидение было действительно конкурсом ПЕСНИ, на ковровые дорожки выходили классически одетые мужчины и их сопровождали дамы в изысканных вечерних платьях. В то время мужчины могли надеть каблуки лишь скрытого типа и то — по причине увеличить свой рост и придать образу большей мужественности, а не надевали шпильку для женственной походки от бедра.
И вот прошла четверть века с момента выхода «Пятого элемента» — и «светлое будущее» наступило. Бессоновский гротеск теперь на премиях, конкурсах, во всех сферах кино и музыкальном искусстве, гротеск в образовании и даже в политике. Не космические путешествия, не летающие автомобили, и даже не таблетка, которая превращается в курицу в микроволновке. Только пародия на людей, там, где раньше были люди.
И самое ужасное в этом всем сопоставлении, это то, что у Бессонна планета Земля была доступна лишь элите. Лишь этой противоестественной гротескной публике. Земля превратилась в рай для избранных. Избранных кем? И это правильный вопрос.